|
Каталог статей
Доходные дома. Дом Лидваля.
Дом Лидва̀ля на Каменноостровском проспекте № 1-3 ознаменовал эпоху новых доходных домов. Типичными для 19 века были здания с дворами-колодцами. Здесь же распахнутый на улицы двор не только соединяет разноэтажные корпуса, но и лелеет зелень под открытыми лучами солнца. Такой двор считался парадным и назывался – курдонѐр. Однако дом совсем не случайно окутан лучезарным светом и мягкой теплотой. Мать архитектора Лидва̀ля, будучи уверенной в таланте сына, взяла кредит для строительства дома. Проектирование поручила сыну. Как оказалось впоследствии, материнская любовь вовсе не была слепа. Построенный в 1904 году дом покрыл убытки и стал визитной карточкой архитектора Иоганна Фридриха Лидваля (1870-1945), русского архитектора шведского подданства. Впоследствии дом стали называть в честь его создателя. Мать архитектора сдавала помещение внаем и сама жила в квартире из 9 комнат. А вскоре здесь поселился и сам архитектор. Работалось в доме необычайно легко и быстро. Казалось, что возведенные архитектором стены питают его новыми творческими решениями. Примечательна история предыдущих строений на этом участке. Известно, что в 1851 году, до покупки участка Идой Бальтзаровной Лидваль, там располагались ламповая и бронзовая фабрики. Однако, красота нового Доходного дома затмила воспоминания о старых сооружениях. Что касается архитектурного вкуса архитектора, то он сформировался под влиянием культуры северных стран. Новомодное скандинавское веяние сопровождало приход 20 века. Поэтому городская знать, идущая в ногу со временем, обращалась за услугами к Лидва̀лю. Облик Петербурга украсили его работы: дом Нобеля , гостиница «Астория», Толстовский дом и, конечно, Доходный дом самого архитектора. В нем ярко представлены черты северного модерна: отказ от симметрии; отсутствие на фасадах мелких декоративных отделок; облицовка цоколя гранитом; наличие скульптурных элементов на мистическую тематику. Уникальность Дома Лидва̀ля в том, что архитектор применил ряд новшеств. Так, нижний этаж Доходного дома облицован талько-хлоритовым сланцем или горшечным камнем, который до этого в Петербурге еще не применяли. Очень эффективно использованы кованые детали традиционного модерна. Однако тут архитектор применил необычайную фантазию. К примеру, балконы украшены коваными пауками и подсолнухами. Вероятно, Федор Иванович таким образом символизировал искусство рукоделия и вечность солнца. Очередной кованый элемент – решетка на гранитных столбах. Вверху — массивные фонари. Решетка рассекает пространство Каменностровского проспекта от двора-курдонѐра. Привлекает внимание еще один декоративный элемент модерна – рельефное украшение над входом. В его центре запечатлена дата — 1902 год, – время окончания возведения главной части здания. Полностью строительство было завершено в 1904 году. Дом украсил Каменностровский проспект, распахнув корпуса в виде широко раскинутых крыльев. Таким образом архитектор запечатлел стремление к поиску новых архитектурных решений, движение к новым тенденциям грядущего века.
(автор текста Смирнова Е.Г., ссылка на http://www.kljaksa.ru с указанием авторства — обязательна)
|
Категория: Архитектура, Цикл "Маленькие детали большого города" (08.05.2011)
| Автор: Смирнова Е.Г.
|
Просмотров: 5572 |
|
|