"Клякса.ру"
Смирнова Е.Г. публикации

Каталог статей


Главная » Статьи » Санкт-Петербург » Архитектура » Доходные дома. Толстовский дом.

Доходные дома. Толстовский дом.

     Знаменитый тремя дворами Толстовский дом на набережной  Фонтанки, кажется, не только соединил дворы арками, но и связал три века – ушедший, утвердившийся и грядущий.  Так, авангардный модерн 19 века приукрашен влиянием северной культуры Финляндии и Швеции, связи с которыми утвердились в начале 20 века.  
     А все это строгое великолепие предназначалось для хранителя архитектурного наследия, века 21-го.
Лидваль     Архитектор Толстовского дома Федор Иванович Лидва̀ль (1870-1945, русский архитектор шведского подданства), последователь северного стиля модерн, безукоризненно спроектировал в 1910 году новое для города здание, холодные фасады которого запечатлели строгость северной красоты.
     Кстати говоря, именно в дворах этого дома снимали фильм «Приключения Шерлока Холмса», — он идеально соответствовал  архитектуре  Лондона.
Толстой     Появился дом благодаря заказу  генерал-майора графа Михаила Павловича Толстого, участника русско-турецкой войны 1877-78 годов. Суровость военных будней, наверняка, вдохновила графа на сооружение Дома со строгими формами. Сдержанность художественной отделки на лицо и сегодня — стены фасадов лишь местами украшены  рельефными панно и  нишами с вазами. Для отделки фасадов использовали  известняк, кирпич, штукатурку. Выполнить заказ взялся Федор Иванович Лидва̀ль. Архитектор стал популярен после проектирования собственного Доходного дома на Каменноостровском проспекте.
     В 1913 году после смерти графа Толстого управлять домом стала его супруга Ольга Александровна. Дом пользовался необычайной популярностью, прежде всего, благодаря известности жильцов. К примеру, там жил князь Михаил Андроников, известный авантюрист. Он стал прообразом главного героя романа Пикуля «Нечистая сила».  Да и сама домовладелица вызывала интерес к своей персоне, будучи дочерью князя Александра Илларионовича Васильчикова — секунданта на дуэли  Лермонтова с Мартыновым.
     Однако,  историю дома творили не только жильцы. Дом хранил и свои тайны, разгадки которых актуальны по сей день. Интерес вызывают египетские обелиски,  запечатлевшие закодированные масонские письмена – архитектурные заповеди.    
     В основе планировки – три двора, соединяющиеся ренессансными арками.
     Федор Иванович Лидва̀ль неспроста задумал проходной двор. Здание приковывало взгляд горожан, пересекающих двор со стороны улицы Рубинштейна  и выходящих в итоге на набережную реки Фонтанки. Во время своего движения люди будто пересекали время —  из скульптурного изобилия питерских улиц окунались в мистическую атмосферу готики. Глазам открывались удивительные картины,  которые точно описал в своем стихотворении Евгений Рейн: «На стенах полу-львы — полу-грифоны, и снова арка, и за ней укромный, сквозь подворотню выход в переулок.»
     Уникальным украшением переулков Толстовского дома являются светильники из кованого железа, подвешенные в арках.  Да и сами арки завораживают высотой.  

     Шестиэтажный Толстовский дом, являясь образцом северного стиля модерн, открытая книга для молодых архитекторов, ценителей архитектурных жанров и любителей исторических приключений. Умываясь прохладой реки Фонтанки, дом будто отражает в речной глади свои тайны, но упорно   продолжает прятать их между фасадами со стороны улицы Рубинштейна.

(автор текста Смирнова Е.Г., ссылка на http://www.kljaksa.ru с указанием авторства — обязательна)

Категория: , (09.05.2011) | Автор: Смирнова Е.Г.
Просмотров: 3946