|
Каталог статей
Доходные дома. Толстовский дом.

Знаменитый тремя дворами Толстовский дом на набережной Фонтанки, кажется, не только соединил дворы арками, но и связал три века – ушедший, утвердившийся и грядущий. Так, авангардный модерн 19 века приукрашен влиянием северной культуры Финляндии и Швеции, связи с которыми утвердились в начале 20 века. А все это строгое великолепие предназначалось для хранителя архитектурного наследия, века 21-го. Архитектор Толстовского дома Федор Иванович Лидва̀ль (1870-1945, русский архитектор шведского подданства), последователь северного стиля модерн, безукоризненно спроектировал в 1910 году новое для города здание, холодные фасады которого запечатлели строгость северной красоты. Кстати говоря, именно в дворах этого дома снимали фильм «Приключения Шерлока Холмса», — он идеально соответствовал архитектуре Лондона. Появился дом благодаря заказу генерал-майора графа Михаила Павловича Толстого, участника русско-турецкой войны 1877-78 годов. Суровость военных будней, наверняка, вдохновила графа на сооружение Дома со строгими формами. Сдержанность художественной отделки на лицо и сегодня — стены фасадов лишь местами украшены рельефными панно и нишами с вазами. Для отделки фасадов использовали известняк, кирпич, штукатурку. Выполнить заказ взялся Федор Иванович Лидва̀ль. Архитектор стал популярен после проектирования собственного Доходного дома на Каменноостровском проспекте. В 1913 году после смерти графа Толстого управлять домом стала его супруга Ольга Александровна. Дом пользовался необычайной популярностью, прежде всего, благодаря известности жильцов. К примеру, там жил князь Михаил Андроников, известный авантюрист. Он стал прообразом главного героя романа Пикуля «Нечистая сила». Да и сама домовладелица вызывала интерес к своей персоне, будучи дочерью князя Александра Илларионовича Васильчикова — секунданта на дуэли Лермонтова с Мартыновым. Однако, историю дома творили не только жильцы. Дом хранил и свои тайны, разгадки которых актуальны по сей день. Интерес вызывают египетские обелиски, запечатлевшие закодированные масонские письмена – архитектурные заповеди. В основе планировки – три двора, соединяющиеся ренессансными арками. Федор Иванович Лидва̀ль неспроста задумал проходной двор. Здание приковывало взгляд горожан, пересекающих двор со стороны улицы Рубинштейна и выходящих в итоге на набережную реки Фонтанки. Во время своего движения люди будто пересекали время — из скульптурного изобилия питерских улиц окунались в мистическую атмосферу готики. Глазам открывались удивительные картины, которые точно описал в своем стихотворении Евгений Рейн: «На стенах полу-львы — полу-грифоны, и снова арка, и за ней укромный, сквозь подворотню выход в переулок.»
Уникальным украшением переулков Толстовского дома являются светильники из кованого железа, подвешенные в арках. Да и сами арки завораживают высотой. Шестиэтажный Толстовский дом, являясь образцом северного стиля модерн, открытая книга для молодых архитекторов, ценителей архитектурных жанров и любителей исторических приключений. Умываясь прохладой реки Фонтанки, дом будто отражает в речной глади свои тайны, но упорно продолжает прятать их между фасадами со стороны улицы Рубинштейна.
(автор текста Смирнова Е.Г., ссылка на http://www.kljaksa.ru с указанием авторства — обязательна)
|
Категория: Архитектура, Цикл "Маленькие детали большого города" (09.05.2011)
| Автор: Смирнова Е.Г.
|
Просмотров: 3946 |
|
|