|
Каталог статей
Гатчинский аэродром – первый в России.
Сто лет назад воздушные просторы покорились перед мощью России – в 1910 году была создана Офицерская воздухоплавательная школа. Однако, еще 30 лет спустя страна могла стать первой в мире, обладающей летательными аппаратами. Так, в 1881 году российский ученый Александр Федорович Можайский (1825-1890) изобрел самолет. К сожалению, его идея не была востребована. И только в 1905 году, после поражения России под Порт-Артуром, руководство задумалось о переоснащении армии. Князь Александр Михайлович (1866-1933), управляющий торговым мореплаванием и портами, двоюродный дядя последнего императора Николая II, инициировал создание авиации. Для испытаний решили использовать Военное поле на юго-западной окраине Гатчины. Вместо военных маневров там началось строительство взлетно-посадочной полосы. После своего открытия в 1911 году гатчинский аэродром вошел в состав Офицерской воздухоплавательной школы, начальником которой был генерал-майор Александр Матвеевич Кованько (1856-1919). Задолго до этого он первым в мире организовал полеты на воздушных шарах для научных исследований верхних слоев атмосферы, возглавив в 1885 году команду военных аэронавтов учебного воздухоплавательного парка. На Гатчинском аэродроме Кованько проводил обучение лётчиков, испытания нового оборудования, организовывал опыты по использованию авиации в военных маневрах и научных целях. Для этого на аэродроме были сооружены ангары на 12 самолетов. Появились мастерские, бензохранилище, метеостанция. В 1911 году в Офицерскую воздухоплавательную школу прибыл Петр Николаевич Нестеров, первый летчик, которому удалось сделать «мертвую петлю». Научил героя летать Александр Кованько – сын управляющего школой. Летчики часто летали в паре во время первой мировой войны. В 1914 году Нестеров погиб, впервые применив воздушный таран и сбив австрийский самолет. В 1926 году во время испытания нового самолета погиб и молодой Кованько. На базе Гатчинского аэродрома была организована также частая лётная школа «Гамаюн», со стен которой вышла знаменитая летчица Лидия Зверева. После революции тут базировалась 1-я Краснознаменная истребительная авиационная эскадрилья, в которой служил советский летчик-испытатель Валерий Чкалов. В 1925 году к Гатчине было приковано внимание всего мира. Поселок Котельниково принимал дирижабль Амундсена во время его перелета из Европы в Америку. Во время Великой Отечественной войны Гатчинский аэродром оккупировали фашисты. Перед наступлением гитлеровцев в 1941 году удалось эвакуировать только самолеты. Остальная техника, включая взлетно-посадочную полосу, была взорвана. После освобождения Гатчины в 1944 году на аэродроме базировался 27-й гвардейский Выборгский истребительный авиационный полк, который вел боевые действия против немцев. После окончания войны здесь находился 26-ой гвардейский истребительский полк. В нем служил будущий космонавт Герман Титов. С 70-ых годов на летном поле началось жилищное строительство. Построенный микрорайон численностью около 18 тыс. человек получил название «Аэродром». Его улицы носят имена первых покорителей неба: Зверевой, Чкалова, Нестерова. В 2003 году у колыбели русской авиации, первой взлетной полосы, установили памятник — боевой истребитель МиГ-21.
(автор текста Смирнова Е.Г., ссылка на http://www.kljaksa.ru с указанием авторства — обязательна)
|
Категория: Цикл "Маленькие детали большого города" (16.05.2011)
| Автор: Смирнова Е.Г.
|
Просмотров: 4804 |
|
|