|
Каталог статей
Городская скульптура. Памятник Городовому
Уставший от тайн Петербург доверил свои секреты необыкновенному стражу. Этот застывший в вечном дозоре караульный — Городовой 19 века. Заступив на пост в 1998 году, бронзовый часовой неустанно наблюдает за порядком. Даже звезды, будто повинуясь, ярче освещают вверенные ему окрестности. Эти территории вошли в страницы истории города. Здесь в 1997 году вместо проезжей части была организована первая в городе пешеходная зона. Именно тут, на углу Шведского переулка и Малой Конюшенной улице, стоит Городовой. Напротив его взора – генконсульство Швеции. А в недалеком соседстве возвышается памятник Гоголю. Писатель будто сравнивает бронзового постового со своим городничим из «Ревизора»: «Черты лица его грубы и жестки, как у всякого, начавшего тяжелую службу с низших чинов». Однако, наш городовой – прямая ему противоположность. Мы видим атлетического мужчину. Его выправка говорит о выносливости и дисциплинированности. Стройность облагораживает образ городового. Самый привлекательный элемент скульптуры – роскошные усы. Они придают Городовому сходство с известным актером Никитой Михалковым. Известно также, что усы подобной формы носил Николай II. Кстати, бытуем мнение, что фраза «японский городовой» имеет отношение к императору. В 1891 году на цесаревича Николая было совершено покушение во время его визита в Японию. Будущий император получил удар саблей по голове от полицейского. Однако, непосредственное отношение к появлению памятника имел бывший начальник ГУВД Петербурга Анатолий Пониделко. По его инициативе и появилась скульптура, ваятелем которой стал Альберт Чаркин , автор бюста Петра Первого на Московском вокзале, памятников Остапу Бендеру на Итальянской и Есенину в Таврическому саду. Создав Городового, скульптор показал образ, сформировавшийся после полицейской реформы в 1862 году. Император Александр II велел привлекать к полицейской службе способных лиц, из военных, ростом не ниже 171 см и возрастом не моложе 25 лет. Кандидаты в городовые проходили специальное обучение. В обязанности Городового, кроме наблюдения за порядком, входил ряд новых правил: «…наблюдать, чтобы собранный в домах сор, мусор, щебень и всякая вообще нечистота не была выбрасываема на улицу, а оставляема во дворах до вывоза оной мусорщиками; требовать, чтобы дворники ежедневно утром счищали и сметали тротуары, водосточные канавы и улицы…»
А появились городовые благодаря указу Петра I. Так, в 1718 году улицы Петербурга стали патрулировать стражи в форме голубого цвета. Для выполнения своих должностных функций городовой имел револьвер, саблю, свисток. Работали городовые настолько эффективно, что считалось лишним иметь больше одного караульного на полтысячи населения. Однако, защищая обиженных и обманутых, городовые пострадали от них же в 1917 году. Как «слуги режима», они стали первыми жертвами мятежников. Только за одну ночь, с 27 на 28 февраля, когда Дума отдала приказ об аресте полиции, погибла половина городовых Петербурга. Трагические страницы истории городовых, равно как и победные, хранит молчаливый Городовой на Малой Конюшенной. Ничто не ускользнет мимо его взгляда. Никто не пройдет незамеченным. Попадешься – возьмет, прикажут – разыщет.
(автор текста Смирнова Е.Г., ссылка на http://www.kljaksa.ru с указанием авторства — обязательна)
|
Категория: Городская скульптура, Цикл "Маленькие детали большого города" (17.05.2011)
| Автор: Смирнова Е.Г.
|
Просмотров: 4769 |
|
|