|
Каталог статей
Городская скульптура. Памятник Остапу Бендеру
Десять лет назад жители Петербурга испытали волнение, которое некогда изменило спокойную жизнь обитателей Старгорода. И если последних поразил Киса Воробьянинов в образе отца русской демократии, то петербуржцы радо подготовились к приключениям авантюриста Остапа Бендера. Он застил в виде памятника на Итальянской улице возле дома № 4. Щегольские детали его туалета, как-то – фуражка, шарф, лаковые штиблеты, — облагорожены бронзой. Правда, отсутствует астролябия, с которой Остап пришел покорять Старгород. Вместо нее обаятельный мошенник держит стул с драгоценностями мадам Петуховой и капиталы Корейко. Как видно, Бендер воплотил свою заветную мечту. Однако, красота северной столицы оказалась для него роднее воображаемого рая с голубыми експрессами. Тем более, что за углом дома находится арт-кафе начала 20 века «Бродячая собака». Символизируя одинокого художника, оно собирало исключительно творческих личностей. Наверняка, Ильф и Петров неоднократно посещали заведение, пытаясь увидеть авантюрный образ для создания Остапа Бендера. «Какова же цель посещения Петербурга великим комбинатором? – продолжаем задаваться вопросом, — ударить «автопробегом по бездорожью и разгильдяйству» или «переквалифицироваться в управдомы»?». Между тем, ответ скрыт в облике бронзового Остапа. Так, скульптор Альберт Чаркин (родился в 1937 году) запечатлел в изваянии черты известного петербуржца Сергея Юрского, первого Остапа Бендера советского экрана. Идейный борец за денежные знаки, плут и мошенник, в исполнении Сергея Юрского стал любимым литературным героем. Его цитатами заговорила вся страна. «Мне жизнь дорога как память», — сказал персонаж устами актера. И действительно, после выхода фильма в 1968 году Юрский стал знаменит. Связь между актером и персонажем существует и сегодня. Юрский, как и Бендер, имеет несколько профессий. Он не только актер, но и писатель, сценарист. Одним словом, великий комбинатор. Кстати, 65-летие актера и ознаменовалось в 2000 году установкой памятника Остапу Бендеру. Бронзовый Остап, небрежно опираясь на стул, приглашает присесть каждого желающего. Отказаться от авантюрного предложения сложно. Тем более, что народная молва свидетельствует об обретении финансового успеха каждым, кому удалось посидеть на стуле Остапа. Соблазн ощутить бриллианты настолько велик, что бронзовое сиденье уже сверкает тем заветным блеском, ради которого Киса Воробьянинов красил усы радикальным цветом, а отец Федор призывал птиц к публичному покаянию. Тема великого комбинатора волнует многих скульпторов. К примеру, воплощение мечты всех васюкинских шахматистов произошло в столице Калмыкии – Элисте. Тамошний Остап Бендер с шахматной фигурой в руке был создан для игрового городка. Городок, как и памятник Остапу, построили специально к проведению шахматной олимпиады 1998 года. Воплощать мечты в жизнь было главным призванием Остапа Бендера. Памятник в Санкт-Петербурге красноречиво свидетельствует о стремлении владеть сокровищем «не корысти ради». Стул с драгоценностями и бумаги миллионера на всеобщем обозрении. «Торг здесь неуместен», — сказал бы Остап, публично демонстрируя триумф своих приключений.
(автор текста Смирнова Е.Г., ссылка на http://www.kljaksa.ru с указанием авторства — обязательна)
|
Категория: Городская скульптура, Цикл "Маленькие детали большого города" (16.05.2011)
| Автор: Смирнова Е.Г.
|
Просмотров: 5100 |
|
|