"Клякса.ру"
Смирнова Е.Г. публикации

Каталог статей


Главная » Статьи » Санкт-Петербург » Городская скульптура » Городская скульптура. Памятник Петербургскому водовозу

Городская скульптура. Памятник Петербургскому водовозу
     История Петербургского водопровода берет начало на Шпалерной улице у дома № 56. Там находится первая водонапорная башня города. Рядом с ней –  скульптура, символизирующая уходящую в небытие профессию водовоза.
     Символы грядущей и прошлой эпохи, — башня и водовоз, — не зря застыли друг возле друга. Конкуренция между ними существовала и после открытия системы водоснабжения.  Так, построенная в 1858 году водонапорная башня снабжала водой только центральную часть Петербурга. Остальные районы  все еще нуждались в услугах водовоза. Вскоре первые морозы вывели новую систему из строя. Доставщики воды опять вернулись в центральную часть города. Однако, в 1861 году водопровод заработал снова. Северная столица  заняла место в одном ряду с Лондоном, Римом, Парижем. Водоканал обеспечил Санкт-Петербургу статус европейского города. Александр II неофициально упразднил водовозов, подписав устав «Акционерного общества Санкт-Петербургских водопроводов».
     Однако, несмотря на ремонт и усовершенствование водопроводных коммуникаций, профессия водовоза просуществовала в Петербурге до 1920 года. Позволить себе водопровод могли только зажиточные люди. Остальные использовали колодцы или продолжали покупать воду. Поэтому скульптура представляет водовоза в процессе выполнения работы. Кажется, буквально через секунду из бронзовых уст прозвучит известная песня из кинофильма «Волга-Волга»:  

Удивительный вопрос —
«Почему я — водовоз ?
Потому что без воды
И ни туды, и ни сюды».
(муз.И.Дунаевского, сл.В.Лебедева -Кумача)

«Тройка»     В образе водовоза  скульптор Сергей Дмитриев запечатлел типичного представителя этой профессии. Мы видим коренастого мужчину, который вручную тянет телегу с бочкой.  Чтобы справиться с этой работой, необходимо обладать недюжинной силой. Вспомним картину Василия Петрова «Тройка». Казань. Памятник водовозу.Телегу с водой тянут четыре человека: трое детей и прохожий, который сзади толкает бочку. Наш водовоз справляется с ношей самостоятельно. Однако, многие пытались облегчить  себе труд. К примеру,  памятник водовозу в Казани свидетельствует о том, что тамошние доставщики часто использовали лошадь.
     Питерский работник, наверняка, имел богатырскую силу. Бронза прекрасно подчеркивает закалённого тяжелым трудом поставщика воды. Некогда крепкие сапоги износились на ухабистых мостовых.  Картуз и кафтан защищают от дождя, снега и солнца. Окладистая борода водовоза скрывает эмоции на лице. О трудностях его работы знает лишь верный компаньон  – собачка. Поэтому четвероногий друг также застыл в бронзе, как часть скульптурной композиции. Наверняка, пес извещал заказчиков воды о приходе водовоза. Тот продавал воду сугубо по лимиту – три ведра в сутки на человека. Более всего ценилась вода из Невы. Ее использовали в качестве питьевой. Воду из каналов приобретали для хозяйственных нужд.    
     Сегодня водонапорная башня и водовоз уже не соперничают. Дом № 56 – памятник промышленной архитектуры 19 века. Там расположен музей – «Мир воды Санкт-Петербурга». А водовоз  — оригинальный  экспонат. Тандем двух памятников знакомит посетителей с развитием системы водоснабжения в городе. Установка скульптуры состоялась в 2003 году и была приурочена открытию музея. И башня, и водовоз источают исторические сведения, подобные бесценному источнику живой воды.

(автор текста Смирнова Е.Г., ссылка на http://www.kljaksa.ru с указанием авторства — обязательна)

Категория: , (17.05.2011) | Автор: Смирнова Е.Г.
Просмотров: 5693