История Петербургского водопровода берет начало на Шпалерной улице у дома № 56. Там находится первая водонапорная башня города. Рядом с ней – скульптура, символизирующая уходящую в небытие профессию водовоза. Символы грядущей и прошлой эпохи, — башня и водовоз, — не зря застыли друг возле друга. Конкуренция между ними существовала и после открытия системы водоснабжения. Так, построенная в 1858 году водонапорная башня снабжала водой только центральную часть Петербурга. Остальные районы все еще нуждались в услугах водовоза. Вскоре первые морозы вывели новую систему из строя. Доставщики воды опять вернулись в центральную часть города. Однако, в 1861 году водопровод заработал снова. Северная столица заняла место в одном ряду с Лондоном, Римом, Парижем. Водоканал обеспечил Санкт-Петербургу статус европейского города. Александр II неофициально упразднил водовозов, подписав устав «Акционерного общества Санкт-Петербургских водопроводов». Однако, несмотря на ремонт и усовершенствование водопроводных коммуникаций, профессия водовоза просуществовала в Петербурге до 1920 года. Позволить себе водопровод могли только зажиточные люди. Остальные использовали колодцы или продолжали покупать воду. Поэтому скульптура представляет водовоза в процессе выполнения работы. Кажется, буквально через секунду из бронзовых уст прозвучит известная песня из кинофильма «Волга-Волга»:
Удивительный вопрос — «Почему я — водовоз ? Потому что без воды И ни туды, и ни сюды».
(муз.И.Дунаевского, сл.В.Лебедева -Кумача)
В образе водовоза скульптор Сергей Дмитриев запечатлел типичного представителя этой профессии. Мы видим коренастого мужчину, который вручную тянет телегу с бочкой. Чтобы справиться с этой работой, необходимо обладать недюжинной силой. Вспомним картину Василия Петрова «Тройка». Телегу с водой тянут четыре человека: трое детей и прохожий, который сзади толкает бочку. Наш водовоз справляется с ношей самостоятельно. Однако, многие пытались облегчить себе труд. К примеру, памятник водовозу в Казани свидетельствует о том, что тамошние доставщики часто использовали лошадь. Питерский работник, наверняка, имел богатырскую силу. Бронза прекрасно подчеркивает закалённого тяжелым трудом поставщика воды. Некогда крепкие сапоги износились на ухабистых мостовых. Картуз и кафтан защищают от дождя, снега и солнца. Окладистая борода водовоза скрывает эмоции на лице. О трудностях его работы знает лишь верный компаньон – собачка. Поэтому четвероногий друг также застыл в бронзе, как часть скульптурной композиции. Наверняка, пес извещал заказчиков воды о приходе водовоза. Тот продавал воду сугубо по лимиту – три ведра в сутки на человека. Более всего ценилась вода из Невы. Ее использовали в качестве питьевой. Воду из каналов приобретали для хозяйственных нужд. Сегодня водонапорная башня и водовоз уже не соперничают. Дом № 56 – памятник промышленной архитектуры 19 века. Там расположен музей – «Мир воды Санкт-Петербурга». А водовоз — оригинальный экспонат. Тандем двух памятников знакомит посетителей с развитием системы водоснабжения в городе. Установка скульптуры состоялась в 2003 году и была приурочена открытию музея. И башня, и водовоз источают исторические сведения, подобные бесценному источнику живой воды.
(автор текста Смирнова Е.Г., ссылка на http://www.kljaksa.ru с указанием авторства — обязательна)
|