|
Каталог статей
Городская скульптура. Памятник «Зайчик, спасшийся от наводнения»
Среди страниц величественной истории Петербурга нашлось место маленькому зайцу, свидетелю строительства города. Ныне он застыл в виде скульптуры в Кронверкском проливе. Изваяние находится под Иоанновским мостом , — первым мостом города, построенным в 1703 году. Мост соединяет Петроградскую сторону с Заячьим островом. С острова, омываемого Невой, и началось строительство Санкт-Петербурга. 300 лет назад Петр I заложил там Петропавловскую крепость, которая ознаменовала рождение нового города. Возведение сопровождалось массой легенд, которые до сих пор вызывают огромный интерес. Все они связаны с периодом Северной войны. Петр I, задумав построить надежную крепость, решил исследовать остров. Едва он ступил на землю, как к нему бросился заяц, спасаясь от наводнения. Другая история рассказывает о том, что ушастые зверьки помогли избежать наказания строителям крепости. Царь решил проверить ход работы и остался очень недоволен результатом. В этот момент прямо к нему в руки запрыгнул заяц. Таким образом животное смягчило гнев Петра I. В официальной версии строительства отсутствует прозорливый «заячий» след. Чтобы закрепиться на балтийский берегах, Петр решил построить новую крепость на острове Енисаари. В переводе с финского это название переводится как «Заячий остров». Возможно, в старину там дейстивтельно обитало большое количество зверьков. В любом случае, они причастны к истории памятника, смягчающего суровый нрав Невы. Скульптура пушистого зверька символизирует наводнения, которым подвергался город. Доказательством тому служат метки на постаменте. Он является сваей, предохраняющей мост от ледохода. Символический зайчик повился в 2003 году после реставрации Иоанновского моста. Приподнявшись на задних лапках, зверек тревожно прислушивается к шуму волн. Высота скульптуры – 58 см. Она состоит из сплава нескольких металлов, покритого нержавеющим титановым напылением . Поэтому Зайчику не страшна разрушающая власть воды. Его застывшую позу нельзя назвать испуганной. Кажется, животное готово противостоять стихии, а не обреченно повиноваться ей. Мы видим здесь не серого трусишку. Перед нами новый образ, однажды уже запечатленный в литературе – хранитель судьбы Кащея. Готовность к борьбе – в этом и заключается сокровенный смысл скульптуры. Ее автор, Владимир Петровичев (родился в 1953 году), показал, что маленький зайчик способен к самозащие. Тема диких животных чрезвычайно интересует мастера. Его работы естественны. Кажется, сама природа запечатлела гармонию в скульптурах автора. Кроме «Зайчика, спасшегося от наводнения», Петровичев создал в Петербурге еще много изваяний. Это «Кошка Василиса» и «кот Елисей» на Малой Садовой улице, «Лягушка Кика» в бывшем Чесменском дворце (ныне Университет аэрокосмического приборостроения), «Улитка» и «Бегемотик» во дворе Санкт-Петербургского государственного университета. Считается, что все эти памятники приносят счастье. Всего за несколько монеток можно обрести любовь, покой, карьеру. Зайчик исполнит желание, если монетка останется рядом с ним на бревне. Ради счастья людей скульптура готова даже рисковать своей судьбой. Однажды ее задел катер. Реставраторы вернули вестника счастья на место и он продолжает красноречиво воплощать легендарное прошлое города.
(автор текста Смирнова Е.Г., ссылка на http://www.kljaksa.ru с указанием авторства — обязательна)
|
Категория: Городская скульптура, Цикл "Маленькие детали большого города" (17.05.2011)
| Автор: Смирнова Е.Г.
|
Просмотров: 6232 |
|
|