В Санкт-Петербурге есть место, которое облюбовали сами греческий боги. Речь идет о пригороде Павловске. Там, между деревьев старого парка, застыл в скульптурном изваянии бог искусств и предсказаний – Аполлон. Он предначертал всемирную известность Павловску, став символом садово-паркового искусства конца 18 века. Что заставило златокудрого покровителя наук найти здесь покой и уединение, — гнев отца Зевса или зов прекрасной музы, — неизвестно. Впрочем, только один человек был посвящен в тайну загадки. Это — Чарльз Камерон, скульптор, создавший Аполлона.
Шотландский архитектор имеет прямое отношение к Павловску. В 1782 году он спланировал там загородную резиденцию для императора Павла I и руководил строительными работами на первом этапе. Камерон заложил Павловский дворец и начал создание парка. Со временем два этих шедевра составили уникальный дворцово-парковый ансамбль, ставший объектом всемирного наследия Юнеско.
Павловский парк является одним из крупнейших пейзажных парков, как России, так и Европы. Его украшением служат прекрасные павильоны: Храм Дружбы, Холодная баня, Розовый павильон, Молочня, Пиль-башня. Однако, самый завораживающий — Колоннада Аполлона. Она находится на горе, символизирующей древнегреческий Парнас, обитель древних богов. Величественное сооружение состоит из двух рядов колонн, поставленных в виде кольца. Устремленные ввысь колонны укрощает массивное покрытие, декорированное круглыми медальонами. В центре этого архитектурного шедевра возвышается статуя Аполлона. Скульптура покровителя красоты гармонично вписывается в ансамбль пейзажного парка, который называют вечным царством искусства.
Колоннада Аполлона, созданная в 1783 году, поразила современников удивительной деталью – камни колонн имели загадочный «старинный» вид. В этом и заключался главный замысел Чарльза Камерона – состарить колоннаду.Казалось, она восстала из исторического праха древней Греции. Осуществить такой эффект удалось очень просто. Для создания колонн был использован так называемый пудостский камень, который добывали под Гатчиной. Его пористая структура и придала сооружению благородный «старинный» вид. Пудостский камень очень часто использовали в архитектуре. В частности, им облицованы Казанский собор, Ростральные колонны, здание Биржи.
Однако, несмотря на долговечность пудостского камня, Колоннада Аполлона сильно пострадала. В 1800 году ее перенесли с левого берега реки Славянки на холм, — чтобы любоваться с дворца. В итоге, во время летней грозы часть колоннады рухнула. Однако, переносить с ненадежного места сооружение не собирались. Стихия внесла свои коррективы в памятник – разрушенные колонны стали ассоциироваться с античными развалинами. Таким образом, сформировалась сама собой новая архитектурная композиция: по развалинам живописно текла вода, а Аполлон с натянутым луком будто грозился обитателям Павловского дворца.
Такой мы видим колоннаду и сегодня – прекрасное произведение искусства с античным сюжетом. Колонны обрамляют красоту мифологического Аполлона, а развалины подчеркивают его суровое величие.
(автор текста Смирнова Е.Г., ссылка на http://www.kljaksa.ru с указанием авторства — обязательна)
|