…Летом 1770 года в залах петербургской Академии Художеств царило небывалое оживление. В то время отечественная живописная школа ещё только формировалась, набирала силу, отчего чуть ли не каждая работа русского художника представлялась истинным событием. В тот день на суд академиков выносилась новая работа отечественного живописца Антона Лосенко. В основу своего произведения художник положил эпизод из русской древности. На холсте изображался момент захвата ПОлоцка князем Владимиром и его насильственная женитьба на княжне РогнЕде. В позах, в мимике изображённых героев проявлялся глубокий трагизм совершающегося действа… Приглашённые мэтры одобрительно покачивали головами, негромко переговаривались… При этом далеко не все маститые знали историческую основу вновь выставляемого полотна, и потому потребовалась специальная справка, пояснявшая сюжет, почерпнутый из глухой русской старины… За картину «Владимир и Рогнеда», ныне выставляемую в Русском музее, Антон Лосенко был удостоен званий академика живописи и профессора. Но что же говорилось в исторической справке? Что повлияло на решение академиков?
Прихода весны жители Полоцкого княжества ждали с особым нетерпением. Когда же, наконец, пробудится от зимнего сна река По̀лОта? И она вскрывалась ото льда, открывая торговый путь к Западной Двине, а оттуда – в Балтийское, Северное моря, к дальним странам… С богатыми товарами приплывали в Полоцк корабли варяжские, византийские. Прибыв, гости первым делом шли на поклон к великому Полоцкому князю РОгвольду, неся ему дорогие подарки: амбру, моржовую кость, кожаные изделия, шелка и батист, золотую и серебряную посуду… Многие мечтали породниться с Полоцким властелином, поскольку он считался наиболее влиятельным в древнерусских землях:
ИноплемЕнные цари Союза с Полоцком искали, И чУждые богатыри Ему служить за честь вменяли.
— писал Кондратий Рылеев.
Но главным сокровищем Полоцкого князя была юная дочь – истинная варяжская красавица: статная, высокая, белокурая, голубоглазая! Её отец избрал для дочери имя РогнЕда, что в наречиях варяжских означает: «хранимая богами». Знатное происхождение, ослепительная красота – всё это, казалось, сулило ей счастье и благополучие. Однако надеждам не суждено было сбыться. Прекрасная Рогнеда стала жертвой жестокого соперничества русских князей братьев ЯропОлка и Владимира Святославичей. Ярополк владел Киевским столом, а Владимир княжил в Новгороде. Полоцкая земля простиралась между ними, и потому каждый из братьев-соперников искал союза с Рогвольдом. Оба они засылали в Полоцк сватов… Рогнеда выбрала Ярополка, князя киевского. Отказ же Владимиру она сопроводила словами, оскорбительными для новгородского властителя: «Не хочу разуть сына рабыни» — так написал об этом в Повести Временных Лет летописец Нестор. Презрение Рогнеды не было беспочвенным. Владимир, сын князя Святослава, был рождён ключницей МалУшей, полонянкой княгини Ольги, матери Святослава. Правда, до плена Малушу почитали как княжну – она была дочерью древлянского правителя МАла. Отказ Рогнеды взбесил Владимира. Собрав войско, он с мечом пришёл в Полоцкие земли. Рогвольд и оба его сына были князем Владимиром умерщвлены, а Рогнеда против её воли была обращена в княжьи жёны. Это случилось около 979 года. Автор Повести ВременнЫх Лет написал об этом так: «Владимир же собрал много воинов – варягов, словЕн, чУди и крИвичей – и пошёл на Рогвольда. А в это время собирались уже вести Рогнеду за Ярополка. И напал Владимир на Полоцк, и убил Рогвольда и двух его сыновей, а дочь его взял в жёны». Но Владимиру уже было недостаточно одного только Полоцка. Пополнив войско пленёнными, он отправился в поход на Киев, захватил его и убил брата ЯропОлка. С этого времени Владимир стал единоличным правителем трёх княжеств – Новгородского, Полоцкого и Киевского, а также овладел торговым водным путём в Европу, Скандинавию, Византию и Восток. Рогнеда, потеряв родных, сильно горевала. ГорислАва – таково теперь стало её имя, присвоенное жестоким Владимиром. Покорённый Киев был ей не мил… Больше всего на свете новоименованная Горислава хотела бы вновь очутиться на берегу родной Полоты. Именно там она мечтала кружиться в свадебном наряде среди шумного застолья с хмельным мёдом под брачные распевы гусляров… Затаив желание отомстить обидчикам, и, прежде всего, – собственному супругу, Горислава склонялась перед идолом ПерУна с жестокими словами воздаяния на устах. Обращения к богам со сладкими мечтами о мести утвердили дух Рогнеды… Теперь она принялась изучать летописи. Из них она узнала о своей далёкой предшественнице – княгине Ольге. Та, желая отомстить древлЯнам за убийство супруга, предала огню их города и убила жителей. Такая месть считалась священной, и мудрая Ольга вошла в историю как защитница женской чести и родной земли. Рогнеда решила следовать высокому примеру. Когда в 987 году Владимир удалил её из киевских княжьих палат, поселив с сыном ИзяслАвом в селе ПредслАвине, она замыслила убить его. Как-то раз, после охоты Владимир навестил супругу и сына Изяслава. Когда, утомившись, он прилёг отдохнуть, Рогнеда вдруг бросилась на него с мечом!.. Мотивы, побудившие её к мужеубийству, красноречиво описал Рылеев:
Испепелив мой край родной, Рекой ты кровь в нём прОлил всюду И Полоцк, дивный красотой, Преобразил в развалин груду.
Но, недовольный, местью злой К бессильной пленнице пылая, Ты брак свой совершил со мной При зареве родного края!
Вовремя проснувшемуся князю удалось избежать смерти, лишь возле самой груди перехватив меч… Теперь он обязан был лично убить коварную жену. Поступить именно так предписывали ему языческие законы. Князь велел ей облачиться в праздничные одежды и дожидаться зари, когда должна была свершиться семейная казнь. Покорившись, Рогнеда стала готовиться к смерти. Но, прощаясь со спящим сыном, она не справилась с чувствами и громко разрыдалась. Изяслав проснулся, и Рогнеда сообщила ему страшную весть… Когда с рассветом Владимир вошёл к Рогнеде, его встретил десятилетний Изяслав. Согласно Рылееву, мальчик, как и отец, держал в руке меч:
Вот меч! Коль не отец ты ныне, Убей! – вещает Изяслав, — Убей, жестокий, мать при сыне!
Увидев, что на защиту матери встал его родной сын, суровый князь не решился на убийство, как это повелевал языческий закон. Он простил покушавшуюся на него супругу и вскоре сам раскаялся. Затем он милостиво позволил Рогнеде и Изяславу возвратиться в полоцкую вотчину. Там же он со временем воздвиг город, назвав его в честь сына – ИзяслАвль. Отныне князь Владимир стал строго следовать законам нравственности и добродетели. Случай с Рогнедой разбудил в нём совесть, милосердие, благородство. Ощущая перемены в сознании, князь Владимир испытывал к супруге сердечную благодарность. Омрачив начало своего правления братоубийством, отныне он поклялся измениться и править справедливо. «Владимир с помощью злодеяния и храбрых варягов овладел Государством; но скоро доказал, что он родился быть Государем великим» — писал об этом Карамзин. Со временем князь Владимир стал сомневаться в языческой вере, а затем твёрдо решил навсегда отказаться от поклонения языческим богам. В 988 году он принял христианство, обвенчался с византийской принцессой Анной и в Днепре крестил киевлян. Своим прежним пяти жёнам он даровал свободу, а Рогнеде Владимир предложил выбрать мужа из бояр. Однако она отказалась вторично выходить замуж: «Я – природная княжна, ею была, ею и останусь… Но если ты принял святое крещение, то и я могу стать невестой Христовой», говорит она в Повести ВременнЫх Лет. Рогнеда осталась в Полоцком княжестве… Там же она приняла христианство и способствовала его распространению. Ею был основан первый на полоцкой земле монастырь – Спасский, где сама Рогнеда и стала первой послушницей, приняв новое имя – Анастасия. Защищая новую веру, она ревностно принялась помогать страждущим и обездоленным. Благие дела Рогнеды никого не могли оставить равнодушным. Казалось, Бог стал покровительствовать ей. Владимир, ранее пренебрегавший ею, теперь часто обращался за советами. По наставлению Рогнеды он перенёс мощи княгини Ольги в возведённую им ДесятИнную церковь в Киеве. При этом он не раз убеждался – Рогнеда во многом походила на княгиню Ольгу. Подобно ей, она стремилась к независимости, бесстрашно высказывала своё мнение, яростно отстаивала принципы, хранила верность отчизне. Владимир помог Рогнеде возродить Полоцкое княжество. Он благословил на престол Изяслава, который искренне перенял от отца и матери идеалы добра и справедливости. Об этом повествует поэма Рылеева «Рогнеда»:
Воскреснет храбрый РогволОд В делах и в чадах Изяслава. И пролетит из рода в род Об нём, как гром гремящий, слава…
Рогнеда обрела славу, которая стократ приросла добрыми делами её сыновей. Именно они стали творцами ранней истории России. Изяслав, согласно Никоновской летописи, имел нрав тихий и кроткий, смирный и милостливый. Он строил храмы, покровительствовал церковным служителям, стремился к справедливости. Многого достиг и второй сын Рогнеды – Ярослав, прозванный Мудрым. С юных лет он самостоятельно правил Ростовской землей, а со временем – великим княжеством Киевским. Ярослав собрал большую библиотеку, одну из первых на Руси. Следуя примеру матери, он строил храмы и основывал монастыри. Возведенный им в Киеве Софийский собор, сохранившийся доныне, стал одним из шедевров древнерусского зодчества. Рогнеда сумела привить потомкам любовь к родной земле, призвав к прощению и созиданию:
В душе кипит борьба страстей: И милосердие и мщенье… Но вдруг с слезами из очей — Из сердца вырвалось: прощенье!
(автор текста Смирнова Е.Г., ссылка на http://www.kljaksa.ru с указанием авторства — обязательна)
Видео-версия: на сайте холдинга Red-Media
|