"Клякса.ру"
Смирнова Е.Г. публикации

Каталог статей


Главная » Статьи » Санкт-Петербург » Архитектура » Вокзалы Санкт-Петербурга. Московский вокзал.

Вокзалы Санкт-Петербурга. Московский вокзал.
     Московский вокзал ознаменовал второй этап развития железнодорожного сообщения России. Построенный в 1851 году, он связал Петербург и Москву. Тем временем законодатель российского железнодорожного сообщения, — Царскосельская дорога во главе с Царскосельским, а ныне Витебским вокзалом, — существовала еще с 1837 года. Чем и сумела удивить Европу, перешедшую на рельсы всего на несколько лет раньше.
Николай I     Император Николай I лично курировал строительство железных дорог, понимая стратегическое значение отрасли.  Кстати, Московский вокзал до 1924 года носил имя  — Николаевский.  Построил его придворный архитектор императора Константин Андреевич Тон.Тон Опыт проектирования вокзалов архитектор уже имел. Так, в 1849 году Константин Андреевич  спроектировал новое каменное здание Царскосельского вокзала, который вначале был деревянным. А за три года до этого Тон построил уже один Николаевский вокзал  в Москве. Его копия и была воссоздана в Петербурге – такое же здание в стиле ренессанс с выдающейся часовой башней-ратушей.  Она и сегодня – главная достопримечательность вокзала, красноречивый свидетель вкуса архитектора, сформированного западноевропейской культурой. Известно, что  Константин Андреевича Тон получил образование в Европе. Вероятно, великолепие городских ратуш впечатлило архитектора и в будущем нашло отражение в его работах.
     Тем не менее, вокзал Тона требовал реконструкции в связи с возрастающим пассажиропотоком.   За время всего существования вокзала было осуществлено около 10 ремонтов, связанных с достраиванием. Чудом удалось избежать сноса здания, когда в 1912 году возникла очередная проблема расширения помещения.  В связи с первой мировой войной строительство свернули.
Ленин     Громадный план реконструкции вокзала был осуществлен в 1967 году архитектором Кузнецовым, который проектировал, в частности, Петербургский государственный университет путей сообщения.  Кузнецов достроил здание вокзала, изменил внутренние интерьеры. Фасад при этом был оставлен.  Площадь вокзала увеличилась до 2700 м за счет открытия светового зала, в центре которого был установлен памятник Ленину.  Появилась и алюминиевая  завеса, соединившая световой зал и перроны.
Петр I     Спустя 30 лет бюст Ленина был заменен бюстом Петра I.  А в 2005 году фасаду  здания вернули соответствующий году постройки цвет.  Среди архитектурных новшеств  следует отметить архитектурно-художественную подсветку.  Интерес вызывает также светодиодное освещение потолка здания.
     С недавних пор украшением вокзала является первенец модернизации железных дорог — стремительный «Сапсан».
     Московский вокзал удивительно соединил строгую функциональность с образностью архитектуры. Несмотря на свой возраст, он устремлен развитием в будущее, как и его поезда – вдаль.

(автор текста Смирнова Е.Г., ссылка на http://www.kljaksa.ru с указанием авторства — обязательна)

Категория: , (09.05.2011) | Автор: Смирнова Е.Г.
Просмотров: 4365