|
Каталог статей
Вокзалы Санкт-Петербурга. Московский вокзал.
Московский вокзал ознаменовал второй этап развития железнодорожного сообщения России. Построенный в 1851 году, он связал Петербург и Москву. Тем временем законодатель российского железнодорожного сообщения, — Царскосельская дорога во главе с Царскосельским, а ныне Витебским вокзалом, — существовала еще с 1837 года. Чем и сумела удивить Европу, перешедшую на рельсы всего на несколько лет раньше. Император Николай I лично курировал строительство железных дорог, понимая стратегическое значение отрасли. Кстати, Московский вокзал до 1924 года носил имя — Николаевский. Построил его придворный архитектор императора Константин Андреевич Тон. Опыт проектирования вокзалов архитектор уже имел. Так, в 1849 году Константин Андреевич спроектировал новое каменное здание Царскосельского вокзала, который вначале был деревянным. А за три года до этого Тон построил уже один Николаевский вокзал в Москве. Его копия и была воссоздана в Петербурге – такое же здание в стиле ренессанс с выдающейся часовой башней-ратушей. Она и сегодня – главная достопримечательность вокзала, красноречивый свидетель вкуса архитектора, сформированного западноевропейской культурой. Известно, что Константин Андреевича Тон получил образование в Европе. Вероятно, великолепие городских ратуш впечатлило архитектора и в будущем нашло отражение в его работах. Тем не менее, вокзал Тона требовал реконструкции в связи с возрастающим пассажиропотоком. За время всего существования вокзала было осуществлено около 10 ремонтов, связанных с достраиванием. Чудом удалось избежать сноса здания, когда в 1912 году возникла очередная проблема расширения помещения. В связи с первой мировой войной строительство свернули. Громадный план реконструкции вокзала был осуществлен в 1967 году архитектором Кузнецовым, который проектировал, в частности, Петербургский государственный университет путей сообщения. Кузнецов достроил здание вокзала, изменил внутренние интерьеры. Фасад при этом был оставлен. Площадь вокзала увеличилась до 2700 м за счет открытия светового зала, в центре которого был установлен памятник Ленину. Появилась и алюминиевая завеса, соединившая световой зал и перроны. Спустя 30 лет бюст Ленина был заменен бюстом Петра I. А в 2005 году фасаду здания вернули соответствующий году постройки цвет. Среди архитектурных новшеств следует отметить архитектурно-художественную подсветку. Интерес вызывает также светодиодное освещение потолка здания. С недавних пор украшением вокзала является первенец модернизации железных дорог — стремительный «Сапсан». Московский вокзал удивительно соединил строгую функциональность с образностью архитектуры. Несмотря на свой возраст, он устремлен развитием в будущее, как и его поезда – вдаль.
(автор текста Смирнова Е.Г., ссылка на http://www.kljaksa.ru с указанием авторства — обязательна)
|
Категория: Архитектура, Цикл "Маленькие детали большого города" (09.05.2011)
| Автор: Смирнова Е.Г.
|
Просмотров: 4431 |
|
|