"Клякса.ру"
Смирнова Е.Г. публикации

Каталог статей


Главная » Статьи » Санкт-Петербург » Архитектура » Вокзалы Санкт-Петербурга. Витебский вокзал.

Вокзалы Санкт-Петербурга. Витебский вокзал.
Витебский вокзал     Витебский вокзал – прародитель вокзалов России, первенец железной дороги, связавшей в 1837 году Санкт-Петербург и Царское село. Ныне он – один из пяти действующих вокзалов города.
Николай I     Император Николай I был лично заинтересован в строительстве, понимая стратегическую важность нових путей сообщения. Ведь железная дорога в это  время  уже существовала в Англии, Америке, Франции, Германии.
    Торжественный свисток бегущего поезда, впервые прозвучавший 11 ноября по старому стилю 1837 года, ознаменовал новую Россию — железнодорожную.  
Тон    Вокзал был одноэтажным деревянным зданием. Но уже в 1849 году началось строительство каменного. Руководил проектом придворный архитектор императора Николая I Константин Андреевич Тон, известный, прежде всего, возведением  храма Христа Спасителя в Москве.  Здание просуществовало до 1904 года, а затем  было перестроено  академиком архитектуры Станиславом Антоновичем Бржозовским. Он лично спроектировал Владикавказскую, Николаевскую, Московско-Виндавско-Рыбинскую и др. железные дороги. Современный Витебский вокзал – великолепный образец стиля модерн, которого придерживался при строительстве Бржозовский. Архитектор рискнул отказаться от прямых линий эклектики в пользу плавных стиля модерн. Бржозовский не просто строил вокзал, он творил его, художественно прорабатывая каждый элемент. Неоценимую помощь в художественной отделке ему оказал архитектор Сима Исаакович Минаш, который активно участвовал в строительстве Петербурга начала 20 века. Почти все части вокзала имеют художественную ковку. Кстати, использование металла для художественной обработки – главный признак стиля модерн. Несущие металлические конструкции причудливо изогнуты. Кажется, они замерли во время своего движения в неизвестную, но манящую даль…
     Итак, третья реинкарнация  вокзала оказалась самой успешной.  Как и третье название, характеризующее направление следования, – Витебский, которое утвердили в 1935 году. До этого вокзал назывался  Царскосельский.
     Каждый из фасадов поражает красотой и неповторимостью.  Башня с часами на главном фасаде неумолимо напоминает о скоротечности времени. Или о скорой и долгожданной встрече с другом.  Рельефы сов с распростертыми крыльями наверняка свидетельствуют о смелом полете остроумной мысли. Привлекает внимание на колоннаде здания, связывающего северный и западный фасады,  мемориальная табличка, посвященная некоему Францу Герстнеру. А в зале ожидания он даже застыл в виде скульптуры! Между тем, именно благодаря ему в России появилось железнодорожное  сообщение.  Герстнер работал на Уральских железных дорогах.  В 1835 году он обратился к царскому правительству с предложением построить в России железную дорогу.  Франц ГерстнерКстати, Франц Герстнер лично управлял паровозом «Проворный», отправившимся 11 ноября по старому стилю 1837 года с Царскосельского вокзала. Так была открыта новая  страница в истории России, предвестником которой и стал  Витебский вокзал.

(автор текста Смирнова Е.Г., ссылка на http://www.kljaksa.ru с указанием авторства — обязательна)

Категория: , (10.05.2011) | Автор: Смирнова Е.Г.
Просмотров: 3727