|
Каталог статей
Вокзалы Санкт-Петербурга. Витебский вокзал.
Витебский вокзал – прародитель вокзалов России, первенец железной дороги, связавшей в 1837 году Санкт-Петербург и Царское село. Ныне он – один из пяти действующих вокзалов города.
Император Николай I был лично заинтересован в строительстве, понимая стратегическую важность нових путей сообщения. Ведь железная дорога в это время уже существовала в Англии, Америке, Франции, Германии. Торжественный свисток бегущего поезда, впервые прозвучавший 11 ноября по старому стилю 1837 года, ознаменовал новую Россию — железнодорожную.
Вокзал был одноэтажным деревянным зданием. Но уже в 1849 году началось строительство каменного. Руководил проектом придворный архитектор императора Николая I Константин Андреевич Тон, известный, прежде всего, возведением храма Христа Спасителя в Москве. Здание просуществовало до 1904 года, а затем было перестроено академиком архитектуры Станиславом Антоновичем Бржозовским. Он лично спроектировал Владикавказскую, Николаевскую, Московско-Виндавско-Рыбинскую и др. железные дороги. Современный Витебский вокзал – великолепный образец стиля модерн, которого придерживался при строительстве Бржозовский. Архитектор рискнул отказаться от прямых линий эклектики в пользу плавных стиля модерн. Бржозовский не просто строил вокзал, он творил его, художественно прорабатывая каждый элемент. Неоценимую помощь в художественной отделке ему оказал архитектор Сима Исаакович Минаш, который активно участвовал в строительстве Петербурга начала 20 века. Почти все части вокзала имеют художественную ковку. Кстати, использование металла для художественной обработки – главный признак стиля модерн. Несущие металлические конструкции причудливо изогнуты. Кажется, они замерли во время своего движения в неизвестную, но манящую даль… Итак, третья реинкарнация вокзала оказалась самой успешной. Как и третье название, характеризующее направление следования, – Витебский, которое утвердили в 1935 году. До этого вокзал назывался Царскосельский. Каждый из фасадов поражает красотой и неповторимостью. Башня с часами на главном фасаде неумолимо напоминает о скоротечности времени. Или о скорой и долгожданной встрече с другом. Рельефы сов с распростертыми крыльями наверняка свидетельствуют о смелом полете остроумной мысли. Привлекает внимание на колоннаде здания, связывающего северный и западный фасады, мемориальная табличка, посвященная некоему Францу Герстнеру. А в зале ожидания он даже застыл в виде скульптуры! Между тем, именно благодаря ему в России появилось железнодорожное сообщение. Герстнер работал на Уральских железных дорогах. В 1835 году он обратился к царскому правительству с предложением построить в России железную дорогу. Кстати, Франц Герстнер лично управлял паровозом «Проворный», отправившимся 11 ноября по старому стилю 1837 года с Царскосельского вокзала. Так была открыта новая страница в истории России, предвестником которой и стал Витебский вокзал.
(автор текста Смирнова Е.Г., ссылка на http://www.kljaksa.ru с указанием авторства — обязательна)
|
Категория: Архитектура, Цикл "Маленькие детали большого города" (10.05.2011)
| Автор: Смирнова Е.Г.
|
Просмотров: 3809 |
|
|